ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ

 

       Вопросы и ответы

О проекте
Ветераны

Участники проекта
Документы
Вопросы и ответы
Новости сайта

 

Обращение
к случайному
посетителю
этого сайта

 

Обращение
к
обладателям
цифровых
фото-
аппаратов

 

 

ВОПРОСЫ

Что означает : собирать воспоминания ?
Есть ли подобные проекты в других странах ?
Кто должен руководить этим проектом по сбору воспоминаний ?
Каковы финансовые расходы и где взять деньги ?
Финансируется ли проект централизованно ?
Нужно ли собирать воспоминания только героев, награждённых звездой Героя Советского Союза, орденами и медалями ?
Нужно ли собирать воспоминания только ветеранов Великой Отечественной войны ? У меня есть знакомый, который участвовал в конфликте на Халкин-Голе в Монголии, cтоит ли интервьюировать его ?
В деревне моих дедушки с бабушкой живёт участник гражданской войны, подойдёт ли интервью с ним под идею и содержание проекта ?

Представляют ли интерес воспоминания людей, которые всю войну провели в плену ?
Как отнестись к людям, которые трудились, но .... в немецкой промышленности, будучи депортированными  в Германию ?
Стоит ли интервьюировать детей, которые были угнаны в Германию, иногда с родителями, иногда  без них ?

На чём делать акцент при интервью ?        -     См. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН БЕСЕДЫ
Каков рекомендуемый объём записей ?
Как сохранить собранные материалы ?
Кому будут принадлежать собранные записи ?
Как можно запись, сделанную на обычный диктофон (не цифровой), перенести на CD-rom ?
На первой странице сайта говорится, что целью проекта является "сохранение воспоминаний на компакт-дисках". У нас нет возможности создавать такие диски. Что посоветуете ?
Я преподаю в педагогическом колледже ..  как  мотивировать студентов на долгую и sustainable деятельность по проекту - сделают они - 3-10 интервью, а дальше?

ОТВЕТЫ

Что означает : собирать воспоминания ?
Речь идёт об интервьюировании ветеранов, сборе и архивировании документальных свидельств, которыми они обладают (фотографии, письма, документы, справки и т.п.). Эти воспоминания, сохранённые в местах их проживания, не только помогут следующим поколениям понимать какими были те, кто жил на их или на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире, но и делать правильные выводы об истории XX века (а к этому периоду истории люди будут возвращаться всегда).

Но это также (и думаем - это главное, т.к. бумажных документов сохранилось немного) и запись их рассказов о пережитом на магнифон с последующим переводом аудиозаписей в текст.

Есть ли подобные проекты в других странах ?
Есть. Американский Конгресс принял в 2000 г. специальный закон, обязывающий библиотеку Конгресса принимать на хранение воспоминания всех участников (и тружеников тыла) всех войн, в которых участвовали американцы (www.loc.gov/vets). Сбором воспоминаний занимаются добровольцы-волонтёры, все, кто считает  это важным.

Французы несколько лет работали и создали сайт, на котором размещены личные дела всех участников 1-й мировой войны. Сейчас идёт работа над подобным сайтом участников 2-й мировой войны. Есть и другие примеры.

Кто должен руководить сбором воспоминаний ?
Это могут делать те, кто обладает достаточным опытом реализации проектов в районном масштабе. Думаем, что таким опытом обладают школы. Или дома творчества молодёжи (бывшие Дома пионеров), где, как правило имеются отделы по патриотическому воспитанию. Но это могут быть и краеведы. Или ветеранские организации. Или общественные организации. Или любой человек, который в состоянии организовать всех, кто принял бы участие в этом проекте. А можно создать инициативную группу или общественный совет, который мог бы руководить им.

Каковы финансовые расходы и где взять деньги ?
Думаем, что те минимальные средства, которые нужны на компакт-диски, бумагу и т.п могли бы выделить местные предприниматели. Обратитесь к ним. Если же найдутся достаточные средства (может быть, в вашем районе найдётся фирма(ы), готовая финансировать проект, то можно выделить часть их на оплату освобождённого одного (или нескольких) членов руководящей группы (в масштабе района, области), которые могли бы всё время посвятить проекту. Большую же часть работы - собственно сбор воспоминаний - нужно сделать силами добровольцев (в основном - молодёжи, но не только) - это наш долг перед ветеранами.

Финансируется ли проект централизованно ?
Нет, не финансируется. По крайней мере - пока. Вы понимаете, что найти средства на финансирование такого проекта, действие которого распостраняется на всё СНГ, - дело не простое. Даже если предположить, что эти средства найдутся, то тогда, чтобы развернуть всю бюрократическую систему, связанную с его реализацией, потребуется не одна неделя. Гораздо проще найти меценатов в масштабе города или района. Оперативность и эффективность увеличиваются в разы.

Тем не менее, мы предпринимаем некоторые шаги, чтобы найти какие-то средства. Но время не ждёт. Нужно действовать локально, не ожидая, что о сохранении памяти ветеранов - ваших земляков ! - позаботится чужой дядя.

Нужно ли собирать воспоминания только героев, награждённых звездой Героя Советского Союза, орденами и медалями ?

Это было бы неправильно. В войне участвовали все. Собирайте воспоминания и героев и, на первый взгляд, обычных солдат. Все они готовы были положить свои жизни ради Родины. Не их вина, что им не представился случай совершить деяние, называемое подвигом. По большому счёту, любой, кто воевал - герой.

 

Но собирайте также воспоминания и тех, кто ковал победу в тылу, работая по 20 часов в сутки у станков и на полях. Они подготовили материальную основу победы. И страдали подчас не меньше.

Нужно ли собирать воспоминания только ветеранов Великой Отечественной войны ? У меня есть знакомый, который участвовал в конфликте на Халкин-Голе в Монголии. Стоит ли интервьюировать его ?
Несомненно. Это редкая удача. Число участников небольших (по сравнению с ВОВ) конфликтов и войн, в которых или невольно участвовал Советский Союз, несоизмеримо меньше, нежели чем в ВОВ, и их воспоминания очень ценны. Не забудьте, что советская пропагандисткая машина не позволяла правдиво описывать эти конфликты, поэтому рассказ вашего ветерана будет очень оценён историками. Записывайте подробнее. Также как и воспоминания участников финской войны, аннексии Западной Украины, ввода войск в Прибалтийские страны (Литва, Латвич, Эстония и др.) Хотя, может быть, эти события не совсем подпадают под слоган "Они защищали Родину", но нужно разделять политику, политиков и солдат, которые честно выполняли свой долг (и погибали !) в боях, в которые их посылала Родина.

В деревне моих дедушки с бабушкой живёт участник гражданской войны, подходит ли интервью с ним под идею проекта ?
Это ещё бòльшая удача. Конечно, это совсем не подпадает под нашу тему. Но вы понимаете, что это такая редкая удача (участникам 1-й мировой и гражданской войн, если вы таких встретите, должно быть более 100 лет), то вы не должны упустить её. И если их память ещё не изменяет, то вы должны провести с ними как можно больше времени.

И обратите внимание - записать воспоминания нужно и тех, кто был у "красных" и тех, кто служил у "белых". И те и другие - наши соотечественники.

А если у вас есть возможность получить записи иммигрантов, живущих в других странах, - воспользуйтесь ей.

Представляют ли интерес воспоминания людей, которые всю войну провели в плену ?
Несомненно представляют. Их жизнь в концлагерях, лагерях военнопленных или работа в качестве, по сути, рабов - одна из трагических страниц войны (ведь некоторые из пленных, бежав из лагерей, вступали в отряды европейского Сопротивления). И эти страницы содержат ещё много тайн. Возможно, вам предстоит стать их открывателями.

Как отнестись к людям, которые трудились, но в немецкой промышленности, будучи депортированы в Германию ?
Не их вина, что они работали на военную машину Германии, будучи угнанными в чужую сторону, они пытались выжить. А некоторые и саботировали производственный процесс. Запишите обязательно их впечатления о жизни в военной Германии.

Стоит ли интервьюировать детей, которые были угнаны в Германию, иногда с родителями, иногда  без них ?
Сейчас немцы пытаются как-то компенсировать свою вину за это, выплачивая небольшую сумму этим малолетним узникам фашизма. Вряд эти деньги помогут им забыть то, что они пережили. И мы тоже должны это знать.

На чём делать акцент, интервьюируя ветеранов и тружеников тыла ?

Фактическая история Великой Отечественной войны : кто каким фронтом командовал, когда началась и закончилась та или иная операция и т.п. - изучена хорошо и опубликована в учебиках и справочниках, а вот индивидуальные впечатления от войны её участников и местные факты не очень известны. Поэтому, наряду с общими вопросами ветерану о его боевом пути, расспрашивайте о его (и окружающих)  впечатлениях, деталях жизни, быта, о его товарищах, об усилиях, которые он (она) прилагали во имя победы. Спрашивайте и о том, что интересно лично вам (помятуя, однако, что эти воспоминания будут читать и другие. Возможно - многие поколения.)

Вот примерный план беседы и примерные вопросы, которые мы рекомендуем задавать при беседе с ветеранами :

 

Кратко : кем и в каких частях и на каких фронтах воевал.

 

Детство. Семья. Где жили, кто были родители. Где учился, кем работал. Чем интересовался. Как оценивает жизнь в то время, как оценивает воспитание в школе, в учебном заведении. Как оценивал ситуацию в стране в то время : Сталина, компартию и т.п. (Изменилась ли оценка сейчас). Воспоминания о друзьях, о досуге, развлечениях и проч.

 

Как запомнилось начало войны. Каково было настроение у людей, что думали, что говорили в обществе, в семье. Как запомнились первые действия правительства и местных органов власти по переводу общества и экономики на военные рельсы. Как их оценивает.

 

Как и когда был призван. Где проходил учёбу. Что запомнилось. Как вспоминается и что думал тогда об армии и изменилась ли оценка сейчас. Подробности армейского быта, взаимоотношений с командирами и со сослуживцами. Другие детали, которые всплывут при разговоре и которые представляют интерес.

Отправка на фронт. Что думали, говорили, что обсуждали, на что надеялись. Детали. Прибытие на фронт. Первые столкновения с противником. Настроения в его части. Что знали, что думали о немцах. Как оценивает командиров и их действия, действия войск. Важны рассказы не только о победах, но и о поражениях. Что в это время думали солдаты и офицеры. Как действовали репрессивные органы. Детали быта в окопах и вообще на фронте. Взаимоотношения офицеров и солдат. Женщины на фронте. Друзья-однополчане. Детали о боях. Был ли свидетелем боёв, которые можно назвать "героическими".

Ранения. Госпитали. Как там лечили, как относились врачи, население. Что думали раненые о фронте, о правительстве. Детали.

Письма домой - из дома. Что писали.

Впечатления о середине войны и её конце. Настроения. Если был на территории Европы, какие были впечатления об увиденном. Как советские войска относились к населению Европы. Как население относилось к ним. Как заканчивалась война. Какие были настроения, что говорили о послевоенной жизни.

Как воспринимались гражданскими и военными сведения о зверствах фашистов. Знали ли об этом, или узнали уже после войны. Был ли участник сам свидетелем таких преступлений. Какое эти сообщения оказывали впечатление и как воздействовали на армию, население.

Чем занимался после войны. Какая была жизнь, впечатления. Что говорили, что думали. Как сейчас вопринимается та жизнь. Какие выводы сделал. Подробности.

С чем несогласен, читая публикации о войне в книгах и в газетах, смотря кино.

Разумеется, это общая схема. Интервьюер не должен ограничиваться этой схемой : он может и должен задавать и другие вопросы, которые позволят рассказчику раскрыться и подробно рассказать о жизни, которую он вёл в те годы (на фронте, в госпитале, в тылу ...).  Кроме того, у каждого ветерана свой индивидуальный путь и он может делать акцент на своём, пережитом. Кто-то, например, служил в обозе конюхом и никакого участия в непосредственных боевых действиях участия не принимал, но он может подробно рассказать о тыловой жизни.

Примерно в таком же плане рекомендуем вести беседу и с ветеранами труда (с учётом того, разумеется, что они находились в тылу.)

Каков рекомендуемый объём записей ?
Было бы большой ошибкой всё интервью свести к небольшой беседе – наподобие тех, которые публикуют в газетах накануне праздников. Обычно в таких статьях перечисляются награды ветерана, его боевой путь и стандартные фразы типа «мы пылали гневом», «мы знали, что победим» и один-два лаконично описанных факта из военной жизни (на странице Ветераны приведено подобное интервью ветеранов Федотовых, взятое из районной газеты).

На самом деле в интервью нужно очень подробно выяснить всё : и как жили на фронте (а ведь кроме боёв была и обыденная жизнь), и подробности боёв, и о чём разговаривали с друзьями, и … всё, всё остальное. Вряд ли может быть точной объём мемуаров. Вы, конечно, знаете, что некоторые ветераны выпустили свои книги в 200-400 страниц воспоминаний. И вы можете встретить таких ветеранов, которые хотели бы рассказать столько же, но не могут в силу отсутствия литературного таланта или навыков писания, вот и удовлетворите их желание - запишите их подробные рассказы в эти 100-200 страниц (почему бы нет ?). Но это крайний случай.

Думаем, что средний объём записей должен составить 10-20 страниц.

Как сохранить собранные материалы ?
Переведите их в цифровую форму. Но сохраните, если это возможно, и бумажные записи, фотографии (если родственники и сами ветераны доверят их вам). Лучше напечатать их на компьютере, фотографии сканировать, магнитофонные записи также можно записать на компьютерный диск. Потом запишите их на компакт-диск, размножьте и передайте : а) в местный архив(ы) б) в библиотеки в краеведческие отделы в) в школьные библиотеки.

Можно также создать веб-сайты, на которых будут размещены собранные материалы. Образец - данный сайт (который вы, конечно же, можете изменить, создав свою удобную схему и красивый дизайн).

Эти материалы должны быть доступны всем.

Будем рады, если вы сообщите нам, что присоединяетесь к проекту. Расскажите о вашем опыте по реализации проекта - он может быть полезен другим. Сообщите нам также адреса ваших сайтов, мы разместим ссылку, и о ваших ветеранах узнает весь мир.

Кому будут принадлежать собранные записи ?
Эти записи, даже если вы их передадите в архивы и библиотеки (а в этом заключается главная идея проекта - сделать воспоминания участников ВОВ общедоступными) - ваша собственность. Если кто-то задумает издавать их с коммерческими целями, он должен будет попросить у вас разрешения или даже заключить с вами договор. При цитировании, авторы должны будут указывать ваше авторство. Поэтому вы должны их подписать. Это как с газетными статьями - в библиотеках все пользуются ими, но при цитировании называют автора, а при издании статей книгами - заключают договор с авторами. В ближайшее время мы разместим на сайте специальную форму для идентификации материалов.

Как можно запись, сделанную на обычный диктофон (не цифровой), перенести на CD-rom ?

Современные технологии позволяют подключать обычный магнитофон  к компьютеру (также как, например, телевизор, радио и т.п.) и переводить запись в цифровую. Но может быть, не каждый магнитофон можно так подключать. Рекомендуем свяжеться с техническими специалистами, например, работающих на радио, TV или в газетах.

Можем предложить и такой варинт перезаписи с обычного магнитофона на компьютер : расположите микрофон компьютера рядом с динамиком обычного магнитофона и включите магнитофон. Правда, в этом случае несколько теряется качество.

Из опыта известно, что в том виде, в каком получается запись живого интервью (даже если её берут у человека публичного и образованного) она не всегда пригодна для прослушивания. Её обычно обрабатывают, исключая всякие мычания,  молчания, просторечную речь и т.п. Всё это усугубляется, если речь идёт о записи человека пожилого, не всегда образованного и тем более не привычного к речам и интервью.

Поэтому рекомендуем речь записи на обычный магнитофон (вопросы и ответы) расшифровать в стенограмме в обычном текстовом редакторе, пропуская все эти "бэ" и "мэ" (обычные для речи). А потом уже сделать литературную обработку интервью (оставив, может быть, лишь характерные выражения и словечки интервьюируемого). Это обычная практика журналистов.

Мы работаем, записывая интервью на компьютер-ноутбук. Но потом, конечно, придётся  обрабатывать запись, переводя её сначала в стенограмму, затем редактируя и комплектуя  все затронутые  вопросы по темам.

Рекомендуем в подлиннике (в аудио-записи) оставить лишь часть интервью, чтобы всё-таки осталось представление о живом человеке (имеется в виду - на компакт-диске, готовом к распостранению). Но всю аудиозапись, конечно, нужно сохранить полностью (например, для передачи в музей.

Таким образом, у вас будет 2 варианта материалов :
- компакт-диск с литературно обработанными интервью + некоторые аудиоотрывки
- компакт-диски с подлинниками аудиоинтервью.

Конечно, иногда это довольно утомительно (но одновременно и увлекательно !) - часами слушать речь, а потом ещё раз прослушивать её и печатать. На интервью с одним человеком понадобится 5-8 часов и более (с перерывами), а потом в 2-4 раза больше времени, чтобы расшифровывать запись (напечатать её стенограмму на компьютере), и ещё 2-4 часа, чтобы комплектовать её по темам (ведь при интервью разговор неизменно будет прыгать с одной темы на другую, а в литературной обработке всё интервью лучше  разбить по темам).

Уже после редактуры, прослушав и проанализировав запись полностью,  придётся, вероятно, ещё раз попросить о встрече с ветераном - чтобы он уточнил некоторые детали (обычно после прослушивания всего интервью появляются новые вопросы по некоторым затронутым темам, требующие уточнения, добавления и т.п.)

Так что весь процесс довольно трудоёмок. Но тем более результат будет ценен (вспомните книгу подобных интервью Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо").

Прежде чем запускать проект в вашем районе полномасштабно, сделайте одно интервью, поработайте над ним, и у вас появится опыт, выработается некоторая технология, которую вы распостраните на всех участников.

Пришлите её нам, мы её разместим на сайте - она будет полезна всем.

На первой странице сайта говорится, что целью проекта является "сохранение воспоминаний на компакт-дисках". У нас нет возможности создавать такие диски. Что посоветуете ?
Да, действительно, не у всех есть такая возможность. Мы даже допускаем, что у вас пока нет и  компьютера и вы смотрите этот сайт в Интернет-кафе или у друзей дома. Но цель проекта слишком высока, чтобы отказаться от неё под предлогом отсутствия чего-то.

Если у вас нет компьютера - запишите интервью на обычный магнитофон. Или просто на бумагу. Поверьте - скоро компьютеры и возможность изготовления компакт-дисков появятся в любой школе (если уже не появились). Пусть ваше интервью полежит, подождёт своего времени. Если вы его (их) не запишите, то если не в ближайшем, то в отдалённом будущем вы будете об этом сожалеть.

Я преподаю в педагогическом колледже ..  как  мотивировать студентов на долгую и sustainable деятельность по проекту - сделают они - 3-10 интервью, а дальше ?
Это прекрасная возможность для ваших студентов и старшеклассников получить опыт реализации долговременного проекта.

Откровенно говоря, мы не знаем, как студентов и школьников  заинтересовать в этом проекте. Всё зависит от их чувства социальной ответственности (какой она уже сформировалась на данный момент), и также от ваших взаимоотношений, от их веры в вас. Также как и от вашей убеждённости в необходимости проекта (это всегда чувствуется), и от вашей убедительности, от вашего умения владеть словом, от умения убеждать.

Обычно школьников и студентов привлекают к каким-то разовым волонтёрским делам : убрать улицу, поучаствовать в смотре художественной самодеятельности и проч., а тут совсем другое дело - долговременный (на 12 месяцев и больше) проект. Но и задача для честолюбивого и масштабного человека стоящая - сможете ли вы организовать людей и в течение многих месяцев руководить проектом ?  Если вам это удастся, то у Вас в вашем регионе появится такой авторитет, какой иные зарабатывают в течение всей жизни.

Но можно попробовать всё сделать в рамках обязательного проекта (типа курсовой работы). Правда, в этом случае они могут – скорее всего – компиллировать интернетовские и какие-то книжные интервью.

Можно также попытаться сформировать группы (по 2-3 человека), каждая из которых приготовит хотя бы 1 интервью (разделив функции : кто-то интервьюирует, кто-то переводит его в текст, кто-то редактирует и т.д.). 300 человек в таком случае запишут мемуары 100 ветеранов. А если они буду работать в течение года и проинтервьюрируют не по одному, а по 3-4 человека ? А если это сделают все студенты всех вузов ? А ещё добавьте старшеклассников ?

Но те, кто будут брать интервью, должны быть подготовлены. Нужно с ними провести предварительную учёбу. Они должны хорошо понять цели проекта, какие вопросы задавать (см.рекомендации по содержанию вопросов выше), как проявить подлинный интерес к жизни ветеранов. Не каждый молодой человек или девушка достаточно гуманитарно развиты, чтобы квалифицированно "разговорить" ветеранов и добиться от них ответов на свои вопросы.

Впрочем, интервьюированием могут заняться и более взрослые волонтёры : техническая и творческая интеллигенция, члены общественных организаций и т.д. Мы полагаем, что в этом проекте могут (или вернее - должны) принять участие все интеллигентные люди, независимо от образования и возраста. Молодые же люди могут выполнить техническую сторону проекта (например, делать стенограмму интервью). При правильной организации дело найдётся всем.

Одним словом - проявите творчество в реализации проекта.

Загрузите листовку и письмо с сайта, чтобы у вас было больше аргументов в разговоре со студентами, преподавателями, властью, газетами, добровольцами. Полагаем, что кроме приведённых в письме, вы найдёте и другие доводы в пользу проведения проекта в вашем районе.

Не забудьте, что ещё нужно сканировать фотографии, из каждого интервью делать один красивый и цельный файл (например, обычный word'овский с вставленными фотографиями). А если из всего этого сделать интернет-сайт ? А потом всё записать на компакт диск ?

Не отступайте. Даже если вас вначале не поймут и не поддержат, уверены - такое нужное дело в конце концов будет оценено нашими согражданами. Нужно работать.

Время не ждёт - ветераны покидают нас

Используются технологии uCoz